Главная Биология Человек спровоцировал шестое массовое вымирание, полагают ученые

Пять предыдущих и современное шестое массовое вымирание

Гибель динозавров - один из эпизодов в череде глобальных вымираний, в результате которых были уничтожены миллионы видов живых существ. Как происходят эти события? И как мы можем предотвратить их повторение?

Последние 10 000 лет Земля переживает очередное вымирание, многие животные стремительно исчезают с нашей планеты.

Ученые считают массовым такое вымирание, в ходе которого гибнет примерно три четверти всех видов в течение короткого геологического периода. В настоящее время люди переживают начало последнего катаклизма, протекаемого гораздо быстрее, чем все предыдущие биокатастрофы. С 1970 года популяции видов позвоночных сократились в среднем на 68%, а по данным Международного союза охраны природы, более 35 000 видов находятся под угрозой исчезновения. Только за 20 век вымерло 543 вида наземных позвоночных, говорится в исследовательской статье, опубликованной в журнале PNAS. Виноваты ли в этом люди?

Человеческий фактор

С тех пор как в 1760 году началась промышленная революция, накачивающая окружающую среду загрязняющими веществами, человек превратился в главного виновника нынешнего экологического кризиса на Земле. От выбросов парниковых газов и истощения озонового слоя до вырубки лесов, свалок пластика и незаконной торговли животными - люди провоцируют исход некоторых видов животных и угрожают вымиранием многим другим.

Современное массовое вымирание животных

Ряд экспертов утверждает, что изменение климата и вымирание видов животных - это естественная часть жизни, и в некотором смысле это правда. В конце концов, первые пять массовых вымираний произошли без участия человека. Однако разница заключается в скорости, с которой происходили эти массовые вымирания.

Ископаемые организмы не только рассказывают нам о том, какие существа жмили до нас, но и о том, как долго тот или иной вид может существовать в естественных условиях, прежде чем вымрет без вмешательства человека. Фоновым является вымирание одного вида в год. В настоящее время из-за деятельности человека фактическая скорость в десятки тысяч раз выше. Исследования показали, что некоторые виды, исчезнувшие с Земли, продолжали бы существовать еще на протяжении 800 - 10 000 лет.

Мы вынуждены отступить от обычного образа жизни и тем самым дать природе необходимую ей передышку. По данным НАСА, в результате локдауна 2020 года, выбросы углекислого газа сократились на 17%, а уровень оксида азота - на 20%. Водные пути очистились, животные стали заходить в города и поселки по всему миру. Хотя это кажется прекрасным возрождением для планеты, оно временное, поскольку человеческая цивилизация возвращается к своему нормальному состоянию, а уровень вымирания - к прежним темпам.

Ордовикско-силурийское вымирание: ~ 440 миллионов лет назад

Первое массовое вымирание на Земле произошло в период, когда такие организмы, как кораллы и панцирные брахиоподы, заполняли мелководье планеты, но еще не вышли на сушу. Сама жизнь только начала распространяться и диверсифицироваться, но около 440 миллионов лет назад климатический сдвиг вызвал изменение температуры моря, и большая часть морских видов погибла.

Ордовикско-силурийское вымирание

В конце ордовикского периода грянуло глобальное оледенение, охватившее южный суперконтинент Гондвану. Катастрофа изолировала значительную часть мировой воды и резко понизила уровень мирового океана, что лишило многие виды жизненно важных локаций, разрушила пищевые цепочки и снизила репродуктивные способности населяющих Землю существ.

Неизвестно, что именно вызвало эти события. Согласно одной из теорий, процесс охлаждения мог быть вызван образованием североамериканских Аппалачских гор. Как следствие, крупномасштабная эрозия силикатных пород спровоцировала дефицит парникового газа, жизнь перешла на «кислородный» стандарт.

Однако не все ученые согласны с такой версией. Согласно альтернативным теориям, неизвестный токсичный металл мог раствориться в океанских водах в период кислородного голодания, уничтожив морскую жизнь. Другие ученые предполагают, что гамма-всплеск сверхновой звезды проделал огромную дыру в озоновом слое, позволив смертоносному ультрафиолетовому излучению разрушить прежнюю экосистему. Еще одна гипотеза предполагает, что причиной катаклизма стал повышенный вулканизм, спровоцировавший смену атмосферы Земли.

Позднедевонское вымирание: ~ 365 миллионов лет назад

Часто называемый "эрой рыб", девонский период стал свидетелем подъема и упадка многих доисторических морских видов. Хотя к этому времени животные вышли на сушу, большинство организмов все еще плавало в океанах. Так было до тех пор, пока возникшие деревья и цветы не вызвали второе массовое вымирание.

Дунклеостеус

По мере развития корней, растения непреднамеренно преобразовывали землю, на которой жили, превращая камни и скальные обломки в почву. Затем эта почва, богатая питательными веществами, попала в Мировой океан, что привело к огромному цветению водорослей. Они-то и создали гигантские "мертвые зоны" - области, где водоросли лишают воду кислорода, удушая морскую жизнь и разрушая морские пищевые цепочки. Виды, которые не могли адаптироваться к пониженному уровню кислорода, погибли.

Одним из морских чудовищ, которое было стерто с лица Земли, была бронированная рыба длиной 10 метров под названием Дунклеостеус. Страшный хищник имела шлем из костных пластин, который покрывал всю ее голову и создавал клыкообразный отросток на челюсти.

Пермско-триасовое вымирание: ~ 253 миллиона лет назад

Это вымирание, часто называемое "Великой гибелью", является крупнейшим из когда-либо происходивших на Земле. Оно уничтожило около 90% всех видов на планете. Рептилии, насекомые и земноводные, обитавшие на суше, выжили с трудом. Причиной катастрофического события считается период бурного вулканизма.

Пермско-триасовое вымирание

В конце пермского периода в той части света, которую мы сейчас называем Сибирью, извергались громадные вулканы. Это привело к выбросу в атмосферу большого количества углекислого газа, вызвав парниковый эффект, который нагрел всю Землю. В результате изменились погодные условия, поднялся уровень моря, а на землю обрушились кислотные дожди.

По данным музея Сэма Нобла в Оклахоме, углекислота в больших объемах растворялась в океане, отравляя морских обитателей и лишая их воды, богатой кислородом. В то время мир состоял из одного суперконтинента под названием Пангея, что, по мнению некоторых ученых, привело к созданию глобального бассейн застойной воды, которая только способствовала накоплению углекислого газа. Повышение температуры моря также привело к снижению кислорода в воде.

Триасово-юрское вымирание: ~ 201 миллион лет назад

В триасовом периоде вспыхнула новая и разнообразная жизнь, динозавры начали заселять мир. К сожалению, в это время также извергались многочисленные вулканы.

Летающие птерозавры

Хотя до сих пор точно не известно, почему произошло это четвертое массовое вымирание, ученые считают, что массивная вулканическая активность исходила со стороны земсель, сейчас покрытых Атлантическим океаном. Как и во время пермского вымирания, вулканы выбросили огромное количество углекислого газа, что привело к изменению климата и разрушению жизни на Земле. Глобальные температуры повысились, лед растаял, уровень моря поднялся и закислился. В результате вымерли многие морские и сухопутные виды, в том числе крупные доисторические крокодилы и некоторые летающие птерозавры.

Существуют альтернативные теории, объясняющие это массовое вымирание, которые предполагают, что повышение уровня углекислого газа высвободило запертый в вечной мерзлоте метан, что и привело к аналогичной серии событий.

Мелово-палеогеновое вымирание: ~ 66 миллионов лет назад

Самым известным из всех массовых вымираний является мелово-палеогеновое вымирание, более известное как день гибели динозавров. Это событие иногда называют К-Т вымиранием, а геологи говорят о "К-Пг вымирании".

Мелово-палеогеновое вымирание

Традиционно считается, что причиной вымирания гигантских животных стала катастрофа, вызванная падением астероида. Математические модели говорят, что объем неземного камня должен быть в районе 17 км, чтобы привести к последствиям такого масштаба.

Однако данная теория, скорее, популярна в литературе и поп-культуре, чем в серьезной науке. Реальных, геологических и палеобиологических, доказательств описываемого события нет. Более того, ряд исследовательских групп, занятых в области макроэволюции, утверждают что вполне вероятен сценарий, при котором 65-70 миллионов лет назад по какой-то причине леса уступили прериям, прерии — полупустыням. Климат стал более горячим, сухим и разнообразным, что и привело к массовому вымиранию травоядных. А как следствие, хищникам просто не хватало корма.

Проблема еще и в том, что исчезали в основном гиганты. И в этом заключается самая большая загадка эволюции.

Дата: 2021-05-18