Главная Физика Возможно, нам нужна другая физика, говорят ученые

Возможно, нам нужна другая физика

Интересно отметить некоторые увлекательные уроки астрофизики, которые до сих пор вызывают множество вопросов. И требуют постоянных споров, зачастую выходящие за рамки академически дозволенного.

Ультра-диффузные галактики

Ультра-диффузные галактики вызывают ожесточенные споры среди академических ученых. Речь идет о крупных галактиках, обладающих очень низкой поверхностной плотностью. Стандартная теория предсказывает, что здесь преобладает темная материя. Однако наблюдения продемонстрировали, что взаимодействие этих объектов с другими большими галактиками не соответствуют выкладкам компьютерного моделирования.

Иными словами: с чем мы имеем дело? С проблемой измерения или интерпретацией статистических данных? Или сами галактики еще не достигли равновесия, и там нарушены Волновые силы (Wave forces)?

Почему бы эти галактики не считать мысленными экспериментами для альтернативных теорий темной материи?

Другая область, где в последние годы наблюдается условный прогресс, - быстрые радиовзрывы, или Fast radio explosions.

Дункан Лоример и его соавторы в 2007 году опубликовали свое исследование, но в течение многих лет FRB были настолько загадочными, что не повторялись; ученые не могли понять, какой тип звезд или звездных образований ответственен за такие явления.

Однако на протяжении последнего десятилетие фиксировалось все больше и больше быстрых радиовзрывов, некоторые из них происходили даже в Млечном Пути. Ряд астрофизиков посчитали, что во всем виновны нейтронные звезды, а, возможно, магнетары. Но.. Теоретических вариаций множество, точно установить — практически невозможно.

Ускоренное расширение вселенной

Постоянная Хаббла, не смотря на интригующее сопротивление кабинетных ученых, остается источником интригующих дебатов, исход которых не предсказуем. Скорее всего, нас ожидают новые открытия, и не факт, что в пользу академической астрономии.

Ускоренное расширение Вселенной

Напомним, у постоянной Хаббла бурная история. Напомним, Эдвин Хаббл в 1922 году обнаружил взаимосвязь между скоростью движения галактики и ее светимостью.

Постоянная Хаббла — в числовом измерении — менялась по мере развития наших знаний. Последний раз ее «уточнили» в 2020 году, приписав возраст Вселенной 13,8 млрд. лет.

Однако уже в 30-х стало очевидно, что мы имеем дело не с проявлением эффекта Доплера, а с расширением видимого космоса, - по крайней мере, так следовало из общей теории относительности Эйнштейна. В результате в 1949 году появилась теория Большого Взрыва.

Проблема в том, что мы до сих пор не способны точно измерить расстояние между галактиками. И заодно определить точную локацию наблюдаемого объекта, по крайней мере, в момент проведения измерений. Отсюда получается, что мы не можем точно определить, действительно ли расширяется вселенная или мы все же имеем дело с условным «броуновским» движением галактик. При этом никто «закон Хаббла» не отменяет, как и время, пространство, время, свет и другие объективизирующие феномены.

Некоторые звезды старше Вселенной

Со временем благодаря прогрессу телескопов появился новый показатель расстояния, новая стандартная свеча - Сверхновые типа Ia. Из-за своей яркости они помогают более точно определить космологические расстояния. В результате астрофизиков ожидал сюрприз: сверхновые расположились дальше, чем ожидалось. Конфуз 1998 года: Нобелевскую премию по физике чуть ли не вручили за открытие звезд старше вселенной.

Взрыв сверхновой типа Ia

Последние 20 лет наше понимание видимого мира вроде как устоялось: 30% барионного материала, 70% темной энергии, и еще чуть-чуть темной материи. Две последние субстанции никто не видел и толком не измерил — только предположение, математическое моделирование и интерпретация статистики.

Получается, что мы ничего доказать не можем. Принимаем ли мы о LCDM, о теории струн или даже эфирной теории, не говоря уже о темной гравитации, - не имеет значения. Наша техника и наша математика не «работают» даже на локальном уровне, а тут — грандиозные космологические масштабы.

Или нам нужна какая-то другая физика? Место для поиска по-прежнему огромно...

Даже если теория Большого Взрыва верна, то на протяжении своей истории Вселенная не прекращала формироваться.

Вопреки тому, что говорят нам наши глаза, материя не статична. Физики проводят наблюдения и моделируют разные эпохи существования Вселенной, но это лишь версия прошлого и настоящего. Ведь все наши астрономические и астрофизические опыты — это опыты преимущественно с далеким прошлым.

Но мы прошлое не измеряем. Мы его вычисляем и моделируем. С более-мене условной вероятностью. И в этой вероятности продолжаем спорить.

Ибо беспомощны.